В управлении по организации борьбы с противоправным использованием информационно-коммуникационных технологий МВД объяснили, как отличить письмо Госуслуг от поддельного.
Настоящее письмо с Госуслуг можно определить по адресу отправителя, ссылкам и содержанию сообщения. Как пояснили в ведомстве, уведомления от Госуслуг всегда приходят только на email или СМС, которые указаны в личном кабинете пользователя. В мессенджерах таких рассылок не бывает.
Важно проверять адрес отправителя — он должен быть полностью идентичен официальному. Также стоит убедиться в правильности написания адреса, для чего можно использовать браузер. Все ссылки в письме обязаны вести только на сайт gosuslugi.ru.
Кроме того, в настоящих письмах Госуслуг не запрашивают персональные данные, такие как СНИЛС и номера карт. Кроме того, получателя не просят перезвонить или отправить код из СМС.
***
Сообщество элитных путешественников стало жертвой мошеннической схемы, в результате которой злоумышленнику удалось присвоить более 1 миллиона долларов.
Подозрения возникли в октябре 2017 года, когда участники одного из туристических сообществ выяснили, что Бакеланд задолжал многим из них крупные суммы. Инициативная группа во главе с основателем клуба NomadMania Гарри Митсидисом начала расследование. Среди пострадавших, общее число которых превысило 20 человек, оказались граждане разных стран, в том числе российский дизайнер, потерявший 60 тысяч евро.
Ключевой фигурой в деле стал молодой человек, представившийся Уильямом Бакеландом. В марте 2015 года 22-летний Бакеланд присоединился к круизу на лайнере Ortelius, направлявшемуся к одному из самых труднодоступных мест планеты — острову Буве. Он утверждал, что является правнуком и наследником Лео Бакеланда, изобретателя бакелита.
Завоевав доверие опытных путешественников Бакеланд начал сам организовывать экспедиции в редкие уголки мира. Он собирал предоплату за поездки, которые впоследствии отменялись под различными предлогами. Чтобы поддерживать легенду, он рассказывал вымышленные истории о семейных трагедиях.
После разоблачения Джесси Гордон прекратил деятельность своей туристической компании. Позднее стало известно, что он сменил имя на Уильям Гордон и в 2023-2024 годах некоторое время находился на островах Питкэрн. История этого мошенничества легла в основу нескольких книг и одного из эпизодов документального сериала HBO.
***
Банк России составил топ-10 распространенных фраз кибермошенников, которые они используют во время звонков жертвам, а также в сообщениях им в мессенджерах.
В перечень фраз, которыми мошенники чаще всего пользуются во время телефонных звонков, попали следующие:
«Переключаю вас на сотрудника Центробанка, правоохранительных органов, финансового надзора».
«Финансирование запрещенной (экстремистской) организации».
«Звоню по поводу удаленной работы».
«Это отдел курьерской доставки, на ваше имя поступило заказное письмо (посылка)».
«На ваших банковских счетах обнаружены неучтенные средства».
«Необходимо задекларировать денежные средства и ценности».
«Ваш аккаунт на портале госуслуг взломан, неизвестные пытаются получить доступ к вашей учетной записи».
А если мошенники пишут жертве в мессенджерах, то, по информации ЦБ, они часто прибегают к следующим фразам:
«Беспокоит директор департамента (руководитель компании). Связываюсь с вами из-за текущей проверки».
«Это ты на фото?»
«Оплатите имеющуюся задолженность/штраф».
В ЦБ порекомендовали немедленно прекращать телефонный разговор, если в нем звучат подобные фразы. В случае получения сообщений с такими формулировками регулятор советует не вступать в диалог и заблокировать отправителя.
***
Второй год подряд злоумышленники прибегают к созданию цифровых копий умерших людей для обмана граждан, сообщили в Центре цифровой экспертизы Роскачества.
Цифровые копии создают с помощью нейросетей — они представляют собой бота, который обучен на реальных данных человека. Он может пройти биометрическую верификацию в некоторых системах, подтвердить голосом или онлайн-присутствием согласие на получение микрозайма и даже подписать электронный документ.
Подобные дипфейки используют для манипуляций над уязвимыми людьми, переживающими утрату. Злоумышленники могут убеждать их в необходимости финансовой помощи, склонять к покупке товаров или услуг, а также использовать «цифровых двойников» для скрытой рекламы.
Использовать дипфейк умершего человека намного проще, чем живого, из-за невозможности связаться с тем, от чьего имени говорят мошенники, рассказал заместитель руководителя Центра цифровой экспертизы Роскачества Георгий Тарачёв.
***
С 1 октября 2024-го по 1 октября 2025-го, мошенники украли у пожилых людей 1,5 млрд руб., при этом 93% атак на них начинались с телефонного разговора.
В 78% случаев пожилых людей запугивали тем, что их деньги в опасности, еще в 12% звонков предлогом стала замена какого-либо оборудования или продление договора, в 10% им обещали прибыль, еще в 10% случаев угрожали уголовным преследованием. Также злоумышленники часто просят «действовать срочно», объясняя это тем, что «счета под угрозой», настаивают, чтобы жертва не клала трубку и никому не сообщала о звонке, и давят на эмоции.
Чаще всего, в 66% случаев, деньги передавали через курьеров, 36% перевели их «на безопасный счет», 12% сказали код из СМС (обычно от портала «Госуслуг»). В 21% случаев мошенникам удалось убедить жертву продать или передать свое имущество (недвижимость, автомобили, ценные бумаги или драгоценности).
Самым ярким примером мошенничества стал случай, когда 71-летней пенсионерке из Самары сообщили о якобы возбужденном против нее уголовном деле за перевод средств с ее счетов на незаконные цели. Для защиты от уголовного преследования мошенник предложил сотрудничество и передачу денег «на безопасное хранение». В результате женщина лишилась 430 млн руб., при этом мошенники убедили ее не верить предупреждениям настоящих сотрудников банка, когда она снимала все сбережения со счетов.