В Кузбассе 16-летняя студентка колледжа поверила мошенникам и лишила семью денег, накопленных на дом.
Девушка-подросток получила звонок от лиц, представившихся «сотрудниками колледжа». После серии переключений между лжесотрудниками образовательного учреждения и псевдоправоохранителями несовершеннолетнюю убедили, что ее личный кабинет на «Госуслугах» взломан и на ее имя оформляются кредиты.
Под предлогом защиты средств от перевода в «недружественные страны» и якобы во избежание уголовного преследования ее принудили провести видеообыск в квартире, а затем достать 1,3 млн рублей из сейфа родителей и перевести их через банкомат.
Отсутствие девушки заметила ее младшая сестра, которая сообщила об этом родителям — к делу сразу же подключились стражи порядка. Однако, несмотря на оперативные действия полиции, средства спасти не удалось — они были сняты в течение пяти минут после перевода.
***
Верховный суд РФ отменил судебные решения нижестоящих судов, которые отказали обманутому мошенниками человеку в признании недействительным кредитного договора, заключенного, по утверждению клиента, аферистами.
Этот кредит оформлялся через систему интернет-банкинга, а после поступления денег они быстро исчезли — были перечислены на счета неизвестных граждан в других банках.
Сам клиент банка, увидев, что произошло, в тот же день поспешил в полицию с заявлением о возбуждении уголовного дела по факту мошенничества, а потом обратился в суд.
Но суды установили, что в этом случае были выполнены все предусмотренные правилами банковского обслуживания действия и решили отказать клиенту банка, который сам все действия проводил.
Но Верховный суд, куда обратился мужчина, назвал эту точку зрения ошибочной, так как банку было необходимо установить лицо, от которого исходило волеизъявление на совершение сделки.
***
Житель Новосибирска остался без автомобиля Audi Q5 после двухдневного застолья с цыганами. По словам мужчины, он встретил своих собутыльников на улице города, когда уже был в нетрезвом состоянии, а потом продал им машину.
Момент разговора новосибирца с «покупателями» даже записан на видео – там мужчина соглашается на сделку за 1,2 млн рублей.
«Я этих денег так и не получил. Уверен на 100%, что меня просто обманули. Получается, «продал» свою Audi даже не в 1,5 раз дешевле рыночной цены, как договорился по пьяни, а в 6,5 раз дешевле», — заявил потерпевший.
Правда, денег он в итоге так и не получил, зато квитанции об оплате штрафов за нарушение ПДД получает регулярно.
***
Житель Ростова-на-Дону хотел заработать на криптовалюте, но попался мошенникам.
Мужчина нашел в интернете объявление о заработке на крипте и оставил свои контактные данные. С ним связался неизвестный, предложивший услуги по инвестированию. Злоумышленник убедил ростовчанина, что размер прибыли зависит от объема вложений. Следуя инструкциям, мужчина перевел личные сбережения, а затем оформил кредит и перечислил дополнительные средства на указанный мошенником счет.
Преступник прекратил общение после получения денег. Общая сумма ущерба составила свыше миллиона рублей. По факту мошенничества возбуждено уголовное дело по части 4 статьи 159 УК РФ.
***
Аналитики подсчитали, что наиболее уязвимой аудиторией для кибермошенников в России оказались граждане в возрасте от 25 до 39 лет. На их долю приходится 32,5% упоминаний о случаях обмана в социальных сетях.
После наиболее активной возрастной группы 25–39 лет следуют граждане 40–59 лет (31,4%). Наименее вовлечены в онлайн-мошенничество пользователи младше 18 лет (2,9%) и старше 60 лет (20,8%).
«Сегодня в зоне риска вовсе не пенсионеры, а экономически активные граждане, ИТ-специалисты и крупные компании. Для мошенников важна не доверчивость, а доступ к деньгам и данным».
Эксперты также перечислили основные сценарии атак.
Деятельность от лица госструктур и взлом профилей на госсайтах (15,1%). Преступники представляются сотрудниками банков, «Госуслуг», социальных служб или крупных компаний. В 21% сообщений этого типа упоминалось мошенничество под видом госуслуг.
Телефонное мошенничество (11,9%). Один из наиболее распространенных сценариев: звонки с запугиванием, подменой номера и манипуляцией.
Мошенничество в соцсетях и мессенджерах (9,7%). Включает взломанные аккаунты, поддельные страницы, фальшивые акции и сообщения от имени знакомых. В 21% сообщений этого типа упоминалось мошенничество во «ВКонтакте».
Кредитные мошенники (5,1%). Сценарии связаны с попытками оформить кредит на жертву, либо выманить предоплату под видом «помощи» с займом.
Маркетплейсы/сайты купли-продажи (3,5%). Обман в процессе онлайн-покупок и продаж на популярных платформах. Также упоминались фейковые розыгрыши от представителей маркетплейсов.
***
В Златоусте десятилетняя девочка оформила на мать кредит, а затем отправила деньги аферистам сообщает ГУ МВД России по региону.
Все началось с того, что 35-летняя местная жительница разрешила своей дочери играть в приложении на ее телефоне. Для получения робуксов — игровой валюты, девочка стала действовать по подсказкам «блогера» в зарубежном мессенджере. По указаниям мошенников школьница заходила в приложение банка-онлайн, вводила разные цифры и отправляла фотоотчет в чат. В результате она оформила на мать кредит на сумму в 235 тысяч рублей.
Когда женщина обнаружила виртуальную кредитную карту, с нее уже было списано свыше 95 тысяч рублей.